Армейские предприятия питания — это большой сегмент управленческих услуг в США. В этой стране на военной службе состоит около 1,3 млн человек: это военнослужащие сухопутных войск, авиации и флота. Даже при нынешнем сокращении численности вооруженных сил на питание в армии ежегодно расходуется свыше 6 млрд долл. Несмотря на то, что многие базы закрываются, армейская служба питания вынуждена перераспределять кадры, улучшать обслуживание и повышать качество пищи. В связи с возросшей требовательностью потребителей все чаще слышится критика в адрес обслуживания: приходится долго ждать, когда примут заказ, и еще дольше ждать его выполнения, что качество пищи оставляет желать лучшего и что требуется более строгое управление запасами. В ответ на многочисленные жалобы Министерство обороны США в начале двухтысячных ввело прямые поставки, что значительно улучшило ситуацию. Судя по отчетам, качество продукции в последнее время значительно улучшилось.
Армейское питание
С недавних пор наметилась тенденция передавать питание в офицерских клубах в ведение подрядчиков — крупных фирм, специализирующихся на армейском питании. В результате этих перемен офицерские клубы потеряли большие суммы и вынуждены сократить деловую активность, организуя скромные семейные обеды вместо прежних пышных застолий. Многие клубы переходят на тематическую концепцию (например, спорт, вестерн, кантри). Другие способы снижения себестоимости — это уменьшение количества основных блюд до одного (гости клуба редко съедают оба блюда). Незначительное манипулирование с видами тарелок и размером порций — и можно составить единое меню для обедов и ужинов, разнообразие которого достигается выбором из нескольких видов закуски, основных блюд и десертов.
Другая тенденция — более широкое использование заранее приготовленной пищи, нуждающейся лишь в подогреве перед употреблением. Технологический прогресс привел к тому, что сейчас войска даже на маневрах не едят тушенку из жестяных банок — они получают свой паек в пластиковых пакетах, называемых MRE (meals ready-to-eat — «пища, готовая к употреблению»). Теперь полевую кухню могут легко обслуживать два человека, а емкие пищевые продукты заменила компактная, почти полностью готовая, упакованная в целлофан еда, которую надо только подогреть в кипящей воде.
Армейское питание — это полевая кухня, солдатские столовые, офицерские клубы, военные госпитали. По мере того как военный бюджет (а с ним и персонал) сокращается, сокращается и штат пунктов общественного питания в армии: чем меньше людей надо кормить, тем меньше требуется поваров.
Образцом такого постепенного сужения масштабов армейского питания служит Корпус морской пехоты США. Из-за сокращения общего числа персонала Корпус морской пехоты не может себе позволить отвлекать пехотинца от боевой подготовки для работы в столовой. Поэтому в 2003 г. служба обеспечения Корпуса заключила контракт с Sodexho о предоставлении услуг питания на семи базах в 55 казармах, а также в клубах. Sodexho предоставляет морским пехотинцам и другие услуги, так или иначе связанные с питанием.
Еще одно интересное новшество: более чем на 150 военных базах открыты филиалы ресторанов быстрого обслуживания McDonald’s и Burger King, а также закусочные Express Way. Рестораны быстрого обслуживания предлагают хорошую альтернативу традиционным солдатским столовым.
Единственный недостаток этих новшеств, вызванных сокращением численности армии, состоит в том, что в походе McDonald’s вряд ли поспеет за армией, тем более в условиях военных действий. Тут уж армия должна сама позаботиться о себе.