Кружева в Европе: виды плетения и история

французские кружева

С конца 16-го и до конца 19 века наблюдалась настоящая погоня за кружевами, люди тратили огромные деньги на изделия, которые предназначались главным образом для отделки. Необыкновенные качества этих изделий ручной работы — мельчайшие детали рисунка, богатство и разнообразие форм, невесомость — не поддавались копированию до 19 века.

Французские кружева

Первые известные французские кружева появились после 1675 года. К этому времени попытки министра торговли Кольбера наладить производство кружева во Франции наконец увенчались успехом. Франция тратила очень много средств на приобретение кружева в других странах, поэтому было решено наладить производство собственного кружева, равного по качеству тончайшим фламандским и итальянским кружевам. В 1655 году в Лонри, недалеко от Алансона, была открыта государственная мануфактура. Было запрещено носить импортные кружева. В узоре типичных французских кружев отчетливо виден почерк художника Жана Берена (1637— 1711), стиль которого соответствовал моде 90-х годов 17 века: статуи под покрывалом, ангелы и гербы на пышном декоративном фоне. Отличительным признаком французских кружев является сетка с простыми мелкими петлями и столбиками, отделанными петельной строчкой.

Английские кружева

Кружева делали в Бэкингемшире, Девоншире и других графствах Англии начала 17 века. Некоторые кружева делали на экспорт. В 1640 году из Девона в Лондон на продажу еженедельно отправляли так называемые хонитонские “костяные” кружева, названные так потому, что их плели на костяных коклюшках. Хонитонские кружева имели типичный цветочный узор, иногда по шестиугольной сетке.

Некоторые из дошедших до нас “игольных» английских кружев 17 века были выполнены петельной строчкой. Их использовали для отделки носовых и шейных платков, когда вышли из миды жеечкие кружева. Кружева, выполненные в технике петельной строчки, широко использовали для отделки детских чепчиков и блуз, вшивая их в плечевые швы. Это плотное кружево с геометрическим узором, в который часто вплетали стихи или дату.

Кружева 18 века

В 18 веке кружева Фландрии и Франции превзошли итальянские кружева. Самые изящные кружева плели на коклюшках в Брюсселе, Мехелене, Валансьене и Бенше, “игольные” делали в Брюсселе, Аржантане и Алансоне. Каждый вид кружева имел свои отличительные признаки, но границы производства кружева размыты. Например, мастера из Алансона отправляли свои кружева в Брюссель, чтобы тамошние мастера сделали петельный фон и зашили его. В результате получали готовое кружево, сделанное в двух разных центрах кружевного дела. «Английские» кружева, сплетенные на коклюшках в Брюсселе, были модными в конце 17 века и на протяжении 18 века. Их можно было ввозить во Францию без уплаты высокой пошлины, которой облагались фламандские кружева. Английскую разновидность этого кружева делали в Девоншире.

В начале 18 века были популярны кружева с плотным узором. Когда в моду вошел стиль рококо, узор стал более легким, детали распределялись свободно, стал лучше виден фон. К 60-м годам 18 века стал модным красивый легкий фон в виде сетки с шестиугольными ячейками. Такие кружева делали в Брюсселе, позднее — в Англии. Сетку плели на коклюшках в четыре нитки, полученные полосы шириной 2,5 см незаметно сшивали. Петельный фон использовали для получения узора с аппликацией, которую нашивали или наклеивали на фон. Иногда вместо ткани использовали “игольное кружево”. Такую технику применяли для крупных изделий из модного кружева — фартуков, кружевных косынок, покрывал и накидок.

Кружева 19 века

В 19 веке не было создано сколько-нибудь заметного вида кружев. Отчасти это объясняется тем, что появились кружева машинной работы. В мануфактурах Северной Франции продолжали плести на коклюшках прелестные светлые кружева, названные так по цвету неотбеленных шелковых нитей, из которых их делали. Эти кружева прекрасно дополняли одежду с мягкими легкими линиями, которые вошли в моду в начале 19 века. Были популярны кружева, окрашенные в черный цвет и известные как “черные светлые” кружева.

Кружева машинной работы

Попытки создать машину для плетения кружева предпринимались еще тогда, когда в 1589 году появились первые вязальные машины. В Англии патенты на машины для плетения кружева стали выдавать с 1758 года, однако наиболее серьезные перемены в изготовлении кружева были вызваны появлением машин Хеткота, патенты на которые были выданы в 1808 и 1809 годах. На этих машинах получили первую надежную «плетеную” сетку шириной до 1,35 метра. Стоимость сетки была во много раз меньше стоимости сетки, изготовленной вручную, очень напоминала настоящую сеть и была гораздо прочнее петельчатой сетки. Машинную сетку использовали для изготовления кружева на мануфактурах Брюсселя и Девоншира (кружева с аппликацией, сплетенной на коклюшках), в мастерской Когсхолла в Англии, в Лимерике, Ирландия, где кружева отделывали вышивкой тамбурным швом, а также в мастерской в Каррик- макросе, Ирландия. Было выпущено много шалей, покрывал и оборок для платьев.

Внедрение ткацкого станка Жаккарда привело к революции в текстильной промышленности и отчасти повлияло на производство кружева. В 1840 году Жаккардов ткацкий станок объединили с машиной Пашера, на которой с 1812 года делали сетчатое кружево, и в огромных количествах стали выпускать шали и сборки для отделки платьев, имитирующие кружево, сплетенное на коклюшках.

К концу столетия кружева машинной работы стали настолько обычной деталью одежды, что люди, желая доказать, что они носят старинные кружева, специально опускали их в чай. Фирмы, занимавшиеся старинными кружевами, боролись за выживание, занимаясь починкой и обновлением старого кружева, продавая машинные кружева и воспроизводя прежние образцы. Появление товаров массового потребления и низкого качества возродило интерес к кружевам ручной работы. В Болонье было создано объединение Эмилии Арс, которое придерживалось принципов движения “Искусства и ремесла” в Англии. В объединении делали очень изящные кружева, копии кружева 17 века. В школе плетения кружева в Бурано, недалеко от Венеции, делали превосходные копии старинного “игольного” кружева, в Вене делали красивые кружева в стиле модерн.

Яндекс.Метрика