Служебное продвижение

Теперь мы уже знаем, что индустрия гостеприимства является самой крупной и самой динамично растущей отраслью в мире, и поэтому целесообразно изучить некоторые основные этапы служебного продвижения (career paths), которые могут пройти выпускники, закончившие обучение по курсу гостеприимства.

Концепция служебного продвижения описывает динамику карьерного продвижения в каждом сегменте индустрии гостеприимства. Разумеется, карьерный путь — это далеко не всегда прямая линия, как это иногда описывается в пособиях, посвященных построению карьеры. Здесь можно провести одну аналогию: возможно, некоторым из вас нравится прыгать с вышки в плавательном бассейне; вы тут же полностью намокаете, а затем плывете к другой стороне бассейна, но не всегда по прямой линии. В какой-то мере подобные прыжки бывают и в индустрии гостеприимства. Мы все можем начать в одном месте (под вышкой), а затем обнаружить, что одним из нас нравится один бортик бассейна, а другим — противоположный. На нашем пути мы все время открываем для себя все новые возможности, и поэтому должны быть готовы уметь ими правильно воспользоваться. Все это прекрасно, поскольку предоставляет множество вариантов выбора. Приведем один пример. Несколько лет назад Барбара в качестве основного предмета изучала управление гостеприимством и решила, что, поскольку она не такая выдающаяся, как некоторые другие студенты, она может стать бухгалтером отеля. Именно так Барбара и поступила. Через несколько лет мы приехали в отель, где она работала, и встретились с сияющей Барбарой, которая тепло нас поприветствовала за регистрационной стойкой. Поработав в бухгалтерии, она стала менеджером администрации. Затем через три года работы в отделе продаж и маркетинга ее назначили управляющим.

Динамика служебного продвижения означает, что мы можем последовательно переходить с одной позиции на другую. Конечно, в индустрии гостеприимства карьерные лестницы редко бывают прямыми, так как необходимо получить опыт на самых разных участках, прежде чем стать, скажем, управляющим, руководителем отдела человеческих ресурсов, службы питания, организатором конференций или руководителем службы маркетинга. Служебный рост должности управляющего может проходить через самые разные службы и подразделения, в частности, питания и напитков, обслуживания номеров, маркетинга, человеческих ресурсов, финансовой службы бухгалтерии, а чаще всего, их комбинации, поскольку для того, чтобы хорошо управлять гостиничным бизнесом, надо иметь достаточный опыт работы на самых разных участках (получить широкую профессиональную подготовку). То же самое справедливо и в отношении ресторанов. Выпускник с опытом обслуживания посетителей должен проработать несколько лет на кухне, чтобы хорошо разобраться с каждым рабочим местом, затем в течение нескольких месяцев поработать барменом, потом перейти на должность одного из помощников менеджера или управляющего, после чего его назначат региональным менеджером, вице-президентом, а затем и президентом. Иногда нам хочется бежать, хотя мы еще не умеем как следует ходить;

Возможности профессионального роста в индустрии гостеприимства мы стремимся прогрессировать быстро. Однако помните, что можно получать такое же удовольствие от дороги, как и от места, куда мы направляемся. Если вы продвигаетесь слишком быстро, вы можете оказаться неготовым к выполнению дополнительных обязанностей, и у вас может еще не быть необходимых навыков и умений. Стремитесь, но при этом будьте готовы сделать следующий шаг в любой момент, потому что вы никогда не знаете, когда перед вами откроется привлекательная возможность. Например, вы можете не рассчитывать, что вас пригласят на должность руководителя службы питания и напитков отеля, если вы хорошо не разбираетесь в этой области, а для этого нужно потратить несколько лет и поработать на кухне. Тут все понятно: как вы можете ожидать, что сможете найти общий язык с шеф-поваром заведения, за которое будете отвечать, если не знаете его работу? Вам необходимо понимать, как готовится еда и как она подается. К тому же вы сами будете должны устанавливать стандарты, а не получать их от других.

Вы, возможно, уже решили для себя, что хотите стать главным бухгалтером, менеджером по мероприятиям, руководителем службы питания и напитков или менеджером ресторана. Если вы не уверены, какую профессию вы хотите избрать, в этом нет ничего страшного. Сейчас у вас есть время, чтобы попробовать себя в различных сегментах отрасли и получить информацию, которая вам нужна, чтобы сделать осознанное решение о том профессиональном пути, по которому вы захотите пройти. Лучший способ — стажировки и опыт работы. Пытайтесь поработать везде, где можно, а не засиживаться в начале своего служебного пути лишь на одном участке.1

Если вы хотите попробовать себя в самых различных сегментах индустрии гостеприимства и туризма, то сначала целесообразно получить опыт работы в сфере туризма, затем, в событийном менеджменте, оттуда перейти в рестораны и сферу управляемых услуг (с внешним управлением), после этого поработать в области размещения гостей, в тематических парках, аттракционах, клубах, казино и других заведениях отдыха. Существуют и родственные отрасли, с которыми полезно познакомиться, в том числе с работой консультантов, организаций, поставляющих оборудование и услуги для проведения вечеринок, и услуги с внешним управлением.