Планирование поездки и расчет скорости движения авто

Автомобиль является скоростным средством перевозки людей или грузов. Скорость — одно из его важнейших преимуществ. Вторым важным преимуществом является удобство передвижения.

К сожалению, эти два качества иногда вступают в противоречие между собой, поскольку удобство требует движения более медленного, особенно на не очень хорошей дороге. Поэтому эти противоречия необходимо примирить, делая уступки с одной, или с другой стороны. Если дорога перед водителем прямая, без препятствий и с гладкой поверхностью, он движется относительно быстро, когда же он встретит плохую дорогу, препятствия, велосипедистов, пешеходов или детей, то он движется медленно, чтобы быть готовым ко всяким неожиданностям.

Каждое дальнее автомобильное путешествие в малознакомые места необходимо до выезда тщательно обдумать, пользуясь картой автомобильных дорог. Надо выбрать соответствующую дорогу, не всегда кратчайшую, но прежде всего наилучшую. Дорогу надо выбирать с лучшим покрытием и с наименьшим количеством поселков и местечек, из-за которых всегда снижается средняя скорость и повышается утомление водителя, вынужденного беспрерывно менять темп движения и нервничать при встрече с препятствиями.

Картами автомобильных дорог мы займемся немного позже, а сейчас рассмотрим вычисление скорости средней й наивысшей.

Скорость движения в любой момент можно определить по показаниям спидометра, размещенного на щитке приборов. Однако эта скорость практически далека от средней скорости, которую водитель должен выдерживать на данном участке дороги. Поэтому если стрелка спидометра стоит иногда по нескольку минут на 100 км/ч не следует думать, что средняя скорость также составляет 100 км/ч. До этого далеко! Поэтому, планируя среднюю скорость, нельзя проверять ее, время от времени поглядывая на спидометр, а необходимо подсчитывать ее.

Если дорога в целом хорошая, города и поселки немногочисленны, автомобиль в порядке, предстоящий путь превышает 100 км и водитель не намерен останавливаться в пути, то можем грубо принять, что средняя скорость будет примерно на 30% меньше, чем скорость, с которой он старается постоянно двигаться. Таким образом, когда водитель движется со скоростью 60 км/ч, то средняя скорость должна составить не более чем 40 км/ч. Если бы он двигался со скоростью 100 км/ч, то достиг бы средней скорости около 70 км/ч.

Если водитель стремится достичь высокой средней Скорости, то надо двигаться прежде всего как можно ровнее и, насколько возможно, не уменьшать скорость ниже намеченной нормы. Каждая задержка на дороге, каждое замедление и каждый даже кратчайший отдых вызывают немедленное и при этом очень значительное снижение средней скорости.

Некоторые водители стараются произвести впечатление на слушателей, рассказывая о достижении прямо-таки сказочных средних скоростей. Эти скорости существуют, однако только на словах. Поэтому в действительности берется в расчет не средняя, а «условная средняя» скорость, т. е. такая скорость, какую можно достичь, если не будет задержек на железнодорожных переездах, если не будет минутной остановки с целью отдыха или подкрепления пищей, если не потребуется заменить поврежденное колесо, если не будет ни того и ни другого. Подсчитанная таким образом средняя скорость не является действительной скоростью, несмотря на то что задержки произошли не по вине водителя.